• Секреты съемки в темное время суток

    27.05.2015

    Не секрет, что одним из самых сложных видов съёмки как с технической точки зрения, так и с композиционной является съемка в темное время суток. Причин тому уйма: это и недостаточное количество света, и необходимость заранее выбирать точку съемки и ракурс, да и камера, как правило, работает на пределе своих технических возможностей. Кроме того, съемка в темноте требует значительно большего количества времени для создания хорошего кадра.

    Именно поэтому многие фотографы с заходом солнца убирают камеру в чехол, не имея возможности или желания заниматься ночной съемкой. Однако для тех, кто по настоящему влюблен в фотографию не существует невозможного, они просто берут и снимают, даже на мобильный телефон. Я расскажу о некоторых технических особенностях, а также интересных идеях для съемки в темное время суток.

    Самое важное, что Вам следует сделать — придумать, что Вы хотите снять, причем представить это у себя в голове до мельчайших подробностей, ночная съемка не терпит суеты, важно тщательно продумывать кадр, ответственно подходить к подбору оборудования.

    После того, как сюжет придуман, необходимо понять, где его можно снять. К примеру, Вы хотите снять ночное звездное небо, для этого важно найти место, где засветка от города минимальна, в этом нам поможет специальная карта http://www.lightpollutionmap.info С помощью неё можно понять, куда нужно ехать, чтобы избежать желтого света на горизонте.

    Сюжет придуман, место выбрано, теперь дело за малым, подготовить необходимую для съемки технику. Как я уже говорил, при желании можно снимать и на смартфон, существуют специальные приложения, которые позволяют устанавливать длинную выдержку, автоматически накладывать кадры в режиме осветления. Однако, если Вы хотите получить качественный кадр, который впоследствии можно демонстрировать на выставках и печатать в большом формате, без профессиональной техники не обойтись. В идеале Вам понадобится: широкоугольный объектив, полнокадровая 35 мм фотокамера, тяжелый штатив, спусковой тросик. Все это очень дорогое оборудование, но к счастью, сейчас существует полно агентств по аренде аренде фототехники, на сутки полный комплект обойдется Вам в сумму порядка 2500 рублей.

    Следующим важным этапом подготовки к ночной съемке является сон. Да, да, чтобы не заснуть с тросиком у фотоаппарата, лучше перед съемкой хорошо выспаться, а еще лучше заварить себе в термосе хороший кофе и позвать с собой друзей, мерзнуть одному ночью под звездами с кучей дорогой аппаратуры в незнакомом месте — мало приятного =)

    Теперь о там, как можно использовать отсутствие света для получения интересных фотографий. Самое простое, что мы можем использовать при съемке в условиях недостаточной освещенности — увеличенная в несколько раз выдержка, это мощный приём, который позволяет придать динамики кадру, например размазать по небу облака или дым из трубы, или воду в речке.

    image02

    NIKON D700, f/4, 30 sec, ISO-200, 60 mm.

    image06

    NIKON D800, f/11, 30 sec, ISO-800, 24 mm.

    Многие начинающие фотографы задаются вопросом: “Как получаются лучи вокруг фонарей ночью?” Для начала следует понять, почему они получаются. Дело в том, что диафрагма в объективе фотоаппарата зачастую не идеально круглая, лепестки складываясь образуют многоугольник, и чем сильнее закрыта диафрагма, тем острее углы этого многоугольника. Свет, попадая на матрицу фотоаппарата через такой многоугольник образует соответствующий ему рисунок, который наиболее отчетливо проявляется именно вокруг ярких точечных объектов в виду их большой контрастности по отношению к остальному кадру. Таким образом, чтобы получить лучи на фотографии, необходимо сильно зажать диафрагму до F/16-18.

    image00

    NIKON D800, f/5,6, 6 sec, ISO-200, 70 mm.

    Все мы знаем, что в сумерках или ночью фотографы нередко используют фонарики для подсветки переднего плана, однако минус при использовании современных светодиодных фонариков заключается в том, что свет у них очень холодный, из за чего приходится дополнительно корректировать это при обработке. Чтобы нивелировать этот недостаток, можно использовать специальные теплые фильтры на фонарик, либо лампы с теплым светом. Я какое-то время использовал газовую лампу, она дает достаточно теплый и мягкий свет.

    image07

    NIKON D800, f/4,5, 30 sec, ISO-3200, 14 mm, подсветка газовой лампой.

    image01

    NIKON D800, f/5,6, 30 sec, ISO-6400, 14 mm, подсветка газовой лампой.

    image04

    NIKON D800, f/3,5, 30 sec, ISO-3200, 14 mm, подсветка красным фонариком.

    Самый часто задаваемый вопрос, возникающий при ночной съемке — как бороться с шумами? Причем возникает он не только у владельцев дешевых мыльниц, но и у фотографов с вполне профессиональной техникой. И здесь на помощь нам приходит физика. Все мы знаем, что шумы на фотографии — это видимые цветовые и световые артефакты, искажающие фотографию. Возникают они в основном из-за перегрева матрицы, который происходит в следствие длительной экспозиции кадра. Понятно, что каким бы современным ни бы Ваш фотоаппарат, для проработки деталей в тенях ночью необходимо ставить достаточно длительную выдержку и высокое ISO. На сегодняшний день для съемки в темное время суток большое значение имеет именно размер пикселя матрицы, чем он больше, тем лучше он улавливает свет, тем меньше греется. Конечно, лучше иметь фотоаппарат с большой полнокадровой матрицей, тогда Вам не придется проводить долгие часы в Фотошопе, борясь с шумами.

    image08

    NIKON D700, f/2,8, 30 sec, ISO-1600, 14 mm.

    Эту проблему уже достаточно давно с успехом решают в астрофотографии путем сложных манипуляций с наложением друг на друга различных слоев фотографии. Однако есть более доступный, но и более длительный  метод — можно, установив камеру на штатив, сделать один кадр для переднего плана, который обычно более темный, в сумеречное время, когда еще нет необходимости ставить слишком длительную выдержку, а спустя некоторое время, когда солнце скроется за горизонтом, сделать второй кадр для ночного неба. Конечно, такой способ не позволит Вам снимать с других точек в течение этого времени, но результат от совмещения этих двух кадров в последующем может быть очень даже интересным, и что немаловажно — малошумным.

    image09

    Два кадра, NIKON D800, f/11, 30 sec, ISO-200, 24 mm — для нижнего, f/2,8, 25 sec,  ISO-3200 14 mm — для верхнего.

    image05

    Два кадра, NIKON D800, f/4, 2668 sec, ISO-400, 14 mm — для нижнего, f/3,5, 30 sec,  ISO-3200 14 mm — для верхнего.

    Второй по важности технический вопрос — как сфокусироваться ночью? Ведь в видоискатель почти ничего не видно, очень сложно сфокусироваться даже вручную, автоматика обычно тоже не срабатывает. Здесь идеально работает только экспериментальный метод, то есть нужно сделать несколько кадров с разной фокусировкой, чтобы понять, в каком положении четкость максимальна, естественно, автофокус при этом должен быть отключен. Часто приходится делать кадры с разной фокусировкой для переднего и заднего плана, чтобы добиться резкости по всему кадру, поскольку сильно зажимать диафрагму ночью не получится.

    image03

    Два кадра, NIKON D800, f/5,6, 30 sec, ISO-3200, 14 mm — для нижнего, f/3,5, 30 sec,  ISO-3200 14 mm — для верхнего. Фокусировка различная для двух кадров.

    Есть еще одна особенность съемки в темное время суток, наверняка Вы замечали, что перед рассветом и после заката небо окрашивается совершенно необыкновенными оттенками от розового до фиолетового. К моменту захода Солнца, уже принявшего темно-красный цвет, вдоль солнечного горизонта вытягивается яркая полоса зари, окраска которой изменяется снизу вверх от оранжево-желтой до зеленовато голубой. Над ней раскидывается округлое яркое почти неокрашенное сияние. В то же время у противоположного горизонта начинает медленно подниматься синевато-серый тусклый сегмент тени Земли, окаймленный розовым поясом. При таком освещении очень здорово выглядят красные, розовые, фиолетовые цветы или листья, которые буквально светятся в темноте.

    image10

    Два кадра, NIKON D800, f/3,5, 30 sec, ISO-3200, 14 mm. Фокусировка различная для двух кадров.

    Все мы очень любим снимать вблизи водоемов, в том числе и в темное время суток, однако из-за резкой смены температуры воздуха на объективе может образоваться конденсат, причем не с внешней стороны объектива, а с внутренней, что вынудит Вас если не прекратить съемку, то по крайней мере сменить объектив, что не всегда возможно. Чтобы этого не происходило профессиональные фотографы используют системы обогрева объектива, которые представляют из себя цепочки резисторов или нихромовую проволоку, соединенные с источником питания.

    Уверен, у Вас осталось еще много вопросов по ночной фотографии, можете писать их мне, возможно, они послужат хорошим поводом для написания новой статьи!